Понятная астрология
Астрология при правильном её применении может переместить нас как самоцентрированных индивидуумов из центра нашего отделённого сознания и, не лишая нас индивидуальности и самоотождествлённости, может показать нам, каким образом мы являемся частью великого Целого ("В Нём мы живём, движемся и существуем". Деяния апостолов 17:28), о котором мы станем сознательно осведомлёнными, когда начнём функционировать как души.
Страница в разработке
Не совсем разумно считать астрологию лженаукой, если её серьёзно изучали такие мужи научной мысли как: астроном и создатель гелиоцентрической системы мира – Николай Коперник; астроном, физик, математик, механик – Галилео Галилей; философ-эмпирик, государственный деятель – Френсис Бэкон; астроном, открывший законы движения планет – Иоганн Кеплер; врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии – Парацельс; учёный, врач и поэт – Мишель Нострадамус; философ-материалист, пантеист – Бенедикт Спиноза; проповедник, гуманист, филолог и теолог – Корнелиус Меланхтон; мыслитель и естествоиспытатель, поэт и государственный деятель Иоганн Вольфганг Гёте; учёный, филосов-идеалист, физик, математик, юрист, историк, языковед, метеоролог Готфрид Вильгельм фон Лейбниц...

Список можно было бы продолжить, тем самым показав вдумчивому читателю о необходимости более здравого отношения к этой науки дошедшей до нас со времён древней Атлантиды, когда (используя библейский символизм) Сам Бог ходил среди людей – божество присутствовало в физической форме, так как человеческие дела вели и направляли Члены Иерархии, насколько позволяла добрая воля людей.
Вступительные замечания и базовые положения
Прежде всего, изучающие никогда не должны забывать о Законе Аналогии как о средстве интерпретации.
Несмотря на многочисленные случаи явных удач, астрология пока не доказала миру мысли и науки свою состоятельность.
В незначительной степени учитываются энергии, постоянно воздействующие на нашу планету и приходящие с других созвездий и многочисленных "скрытых" планет. Вневременная Мудрость утверждает, что в нашей Солнечной системе их около семидесяти. (ЭА)
Современные интерпретации не акцентируют значение восходящего знака (асцендента), поскольку пока лишь немногие способны функционировать как души.

В великом эволюционном процессе вследствие сдвигов и астрономо-астрологических расхождений Солнце и планеты не находятся в том созвездии, на которое в данный момент указывает тот или иной знак Зодиака...
Ошибочно считать, что зона контакта между двумя знаками при прохождении Солнца представляет собой твердо установленную границу. Это не так. Не существует жестких разграничительных линий, разделяющих две различные сферы опыта и сознания на солнечном пути. Это только видимость, являющаяся частью Великой Иллюзии... (ЭА)
Созвездия действуют через Зодиак как могущественную мыслеформу, или эгрегор (понижающий трансформатор), созданный со времён древней Атлантиды.
На передний план в человеческом сознании выступают (должны выступать в веке Водолея. Прим. Ред) групповая осведомлённость, групповые отношения и групповое единство. При таком процессе групповой интеграции, отдельная, само центрированная, склонная к обособлению личность постепенно будет уходить на второй план, а душа, функционирующая как часть Целого, обладающая групповым сознанием и принципом вмещения будет обретать все большее могущество. Поэтому интерес к индивидуальному гороскопу будет постепенно отмирать, и в сознании индивидуума в возрастающей степени будет раскрываться планетарное, системное и космическое видение. Тогда он станет рассматривать себя только как составную часть более значительного целого, и его мировая группа будет интересовать его гораздо больше, чем он сам как индивидуум.
Именно интуитивная астрология призвана заменить, в конечном счёте, то, что сейчас известно под этим именем, и тем самым осуществить возврат к той древней науке, которая соотносила созвездия с нашей Солнечной системой, привлекала внимание к природе Зодиака и осведомляла человечество о фундаментальных взаимосвязях, направляющих и контролирующих феноменальные и субъективные миры.
Астрология должна быть восстановлена в своей первоначальной красоте и истине, прежде чем мир сможет обрести более верную перспективу и выработать более точную и правильную оценку божественного Плана, выраженного в настоящее время через Мудрость Веков.
В настоящее время астрология является в сущности самым ясным и отчетливым способом представления оккультной истины в мире, так как эта наука имеет дело с теми обусловливающими и управляющими энергиями и силами, которые проявляются во всем пространстве и оказывают воздействие на всё, что находится в пределах этого пространства. (ЭА)
Основополагающие утверждения
Астрология не относится к точным наукам, несмотря на обилие в ней математических вычислений.

Астрология основывается на иллюзии, ибо, как вам хорошо известно, Зодиак – это не что иное как воображаемый путь Солнца в небе, к тому же видимый с позиции нашей совершенно незначительной планеты.

Солнце не находится ни в каком знаке Зодиака. Таков только видимый эффект, когда Солнце проходит между нашей маленькой сферой, Землей, и созвездиями в определенное время в течение года. (ЭА)

В ранний период, человеческой истории, никто из жрецов, наставников, и даже самый невежественный из простого народа не придерживался того взгляда, что сами физические планеты могут влиять на дела людей. (ОДЦ)
Древняя Мудрость учит, что "пространство есть сущность". Именно с жизнью этой великой сущности, её импульсами и ритмами, силами и энергиями, циклами и периодами имеет дело подлинная эзотерическая астрология.

Пространство - это сущность, а "свод небес" (как его поэтически называют) представляет собой феноменальное проявление этой сущности. Обратите внимание на то, что я сказал не "материальное" проявление, а "феноменальное". (ЭА)
Всю Солнечную Систему, во всей своей огромной сложности, они (человечество прошлого Прим.Ред) считали просто одним великим существом, а все её части – его частными выражениями. Все его физические составляющие – Солнце с его удивительной короной, все планеты с их спутниками, их океанами, атмосферами и окружающими их различными эфирами – все они вместе составляли его физическое тело, его выражение на физическом плане. (ОДЦ)
Бесполезны и бессмысленны спекуляции относительно природы и истории этой сущности. Вы можете составить себе о ней некое смутное представление, дающее аналогию без излишней детализации, если попытаетесь мыслить о роде человеческом, четвертом царстве природы, как о единой сущности, выражающей себя через множество разнообразных человеческих форм. Каждый индивидуум является неотъемлемой частью человечества; тем не менее, каждый из вас живет своей собственной жизнью, реагирует на свои собственные впечатления, откликается на внешние влияния и импульсы и, в свою очередь, оказывает влияние, излучая определенное качество, или выражая ряд характерных свойств. Таким образом вы также влияете на своё окружение и на тех, с кем контактируете. Однако вы остаётесь частью феноменальной сущности, которой мы даем название человечество. Теперь распространите эту идею на большую феноменальную сущность - Солнечную систему, которая, в свою очередь, представляет собой часть ещё большей жизни, выражающей Себя через семь солнечных систем, одна из которых наша. Если вы сможете уловить эту идею, смутная картина великой основополагающей эзотерической истины проявится в вашем сознании. Жизнь и влияния, излучения и эманации этой Сущности и их совокупное воздействие на нашу планетарную жизнь, на царства природы и сменяющиеся человеческие цивилизации - вот неполная картина того, что нам предстоит рассмотреть. (ЭА)
Пространство эфирно по своей природе, и его жизненное тело состоит из совокупности эфирных тел всех находящихся в нём созвездий, солнечных систем и планет. Посредством этой космической золотой сети, или паутины, осуществляется постоянная циркуляция энергий и сил, что является научным основанием астрологических теорий. Подобно тому как силы планеты и внутреннего духовного человека (если упомянуть только один фактор из многих) изливаются через эфирное тело индивидуального человека на физическом плане и обусловливают его внешнее выражение, активность и качество, так и разнообразные силы Вселенной изливаются через каждую часть эфирного тела той сущности, которую мы называем пространством, обусловливая и определяя внешнее выражение, активность и качества каждой формы, находящейся в пределах космической периферии.
Эфир пространства представляет собой среду, в которой и через которую действуют энергии, приходящие из многочисленных порождающих Источников. Таким образом, нас интересует эфирное тело планеты, Солнечной системы и семи солнечных систем, одной из которых является наша система, а также общее и более обширное эфирное "тело" той части вселенной, в которой мы расположены.

Я намеренно употребил слово "расположены" вследствие значений, которые оно передаёт. Эта обширная область, а также меньшие и более локализованные области, являются средой для передачи всех энергий, действующих на и через нашу Солнечную систему, наши планетарные сферы и все находящиеся в них формы жизни. Так образуется единое неразрывное поле активности, пребывающее в постоянном, непрестанном движении - вечно существующая среда для обмена и передачи энергий.

На фото изображение участка ночного неба, полученное с помощью Найсера. Из материала: "NASA опубликовало красочный рентгеновский снимок Вселенной".
Эзотеризм учит (и современная наука быстро приходит к тому же выводу), что за физическим телом и сложной системой нервов находится витальное, или эфирное, тело, являющееся двойником и подлинной формой своего внешнего, чувственно воспринимаемого материального аспекта. Оно является также средой передачи силы всем частям человеческого организма и агентом насыщающей его жизни и сознания. Эфирное тело определяет и обусловливает физическое тело, являясь хранилищем и передатчиком энергии от различных субъективных аспектов человека и окружающей среды, в которой человек (как внутренний, так и внешний) находится.

Необходимо продвигаться от универсального к конкретному и от общего к частному, ставя, тем не менее, акцент на универсальном и общем, а не на частном и конкретном.
Тем из вас, кто изучает астрологию, предстоит адекватно применить истину к частным случаям. Именно в этом отношении нынешняя астрология пошла по ложному пути. Она извратила истинный, правильный порядок, делая упор на частном и особенном, на личном гороскопе и индивидуальной судьбе и игнорируя великие энергии и их Источник. В конечном счете именно эти источники ответственны за проявление частного. Нынешнюю позицию и существующую подачу истины необходимо изменить.
Таким образом, в эзотерической астрологии мы имеем дело с Жизнью и Жизнями, насыщающими "точки света" внутри универсальной Жизни. Созвездия, солнечные системы, планеты, царства природы и микроскопический человек - все они являются результатом активности и проявления энергий определенных Жизней, чьи циклы выражения и безграничные цели лежат за пределами понимания самых продвинутых и просвещенных умов нашей планеты.
Здесь следует сделать два добавления. Во-первых, индивидуальное эфирное тело - не отдельный изолированный человеческий проводник, а, в некотором смысле, неотъемлемая часть тела той сущности, которую мы называем планетарным эфирным телом.

Планетарное эфирное тело, в свою очередь, не изолировано от эфирных тел других планет, и вся их совокупность, включая эфирное тело Солнца, составляют эфирное тело Солнечной системы.
Оно связано с эфирными телами шести солнечных систем, образующих вместе с нашей космическое единство, в которое изливаются энергии и силы определенных великих созвездий.
Когда этот факт будет воспринят, источники энергий постигнуты, а природа пространства верно понята, мы сможем видеть гораздо более широкий и, вместе с тем, более близкий горизонт; мы уясним отношения между индивидуальными, планетарными, системными и космическими сущностями и сможем начать жить в соответствии с научной точкой зрения. Именно такая жизнь на научной основе представляет собой непосредственную цель, к которой должна привести астрология.

В пределах эфирного тела человека находятся семь главных центров силы, которые являются по своей природе распределителями и электрическими батареями, обеспечивающими человека динамической силой и энергией различного качества. Центры производят определенное воздействие на его внешнее проявление. Благодаря их постоянной активности проявляется качество человека, а также начинают проявляться его лучевые тенденции, что в совокупности ясно указывает на его точку эволюции.
Такой "контроль формы посредством семерицы энергий" (как говорится в "Древнем Комментарии") представляет собой неизменное правило внутреннего управления для нашей Вселенной и в частности для нашей Солнечной системы, а также индивидуального человека.
Например, в нашей Солнечной системе существуют семь священных планет (чакр), соответствующих семи индивидуальным силовым центрам в человеке (Вулкан, Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран Прим. Ред), а также семи солнечным системам, одной из которых является наша и которые являются семью энергетическими центрами Единого, Который упоминался в прочих моих книгах как Тот, о Котором Ничего Не Может Быть Сказано.
Многое было дано в оккультных книгах такого, о чем средний астролог остается глубоко несведущим и несознающим. Ему жизненно необходимо научиться мыслить в категориях большего Целого и уделять значительно больше внимания излучающим Источникам и вечным Причинам, нежели влияниям этих Источников на эфемерное творение, человеческое существо и его временное существование на весьма незначительной планете. В этом случае он откроет для себя знаки сущностной божественности человека - божественности, которую следует искать в бесконечности сознания человека, когда оно озарено светом души, и в его способности проецировать свои мысли в сознание тех многообразных Жизней, в чьих "магнетических движениях" ему волей-неволей приходиться участвовать, поскольку его собственный более чем скромный энергетический резервуар является неотъемлемой частью Их энергий.
Существует аспект энергии, который современный астролог очень мало учитывает несмотря на его первостепенное значение (3 Луч Активного Интеллекта. Прим. ред). Это энергия, эманирующая от самой Земли, или излучаемая ею. Человеческое тело, находящееся, как и все живые существа, на поверхности Земли и, следовательно, спроецированное в эфирное тело нашей планеты (вследствие своего прямохождения), постоянно погружено в её эманации и излучения, а также в интегрирующее качество нашего Планетарного Логоса, посылающего и передающего энергию в Своё планетарное окружение.

Есть ещё один интересный момент, и который мало осознаётся средним учащимся оккультизма. Это выходы планетарной энергии, посредством которых осуществляется огромное общее влияние на внешнюю планетарную жизнь. Пятая коренная раса имеет только пять таких выходов, оказывающих влияние на человечество. Отзывчивость человека на них доказывается фактом их относительной важности в формировании мировых событий и ситуации в мире. Там, где имеются выходы духовной силы, располагаются и духовно значимые города. Эти точки следующие:
1. Лондон - для Британской Империи.
2. Нью-Йорк - для западного полушария.
3. Женева - для всей Европы, включая СССР.
4. Токио - для Дальнего Востока.
5. Дарджилинг - для всей Центральной Азии и Индии.
Позже к ним будут добавлены ещё две точки, или энергетических выхода, но их время пока не пришло. Через эти пять точек и прилегающую к ним территорию изливается энергия пяти Лучей, формируя мир людей, вызывая следствия планетарной значимости и определяя направление событий.
Весь предмет планетарных центров и энергий, которые они пропускают, очень интересен и – если бы мы только могли это осознать – в высшей степени важен. Великая истина лежит в основе того факта, что все народы считают некоторые города и места святыми и придают им особое духовное значение; люди делают их целью своего паломничества. Здесь уместна аналогия с человеческим существом: сердце по некоторым причинам считается более святым, чем голова, а его проявления – более желанными. Всё это говорит о внутреннем осознании человечеством той истины, что позади внешней формы всегда находится нечто неосязаемое, реальное и святое.

Невозможно показать связь между планетарными центрами и человеческими существами. Слишком много знания пришлось бы дать слишком быстро, до того, как в человеческой природе утвердится достаточно любви, чтобы сделать невозможным злоупотребление энергией, часто приводящее к ужасным последствиям. Цвета, частоты высших вибраций центров, индивидуальных и планетарных, и качества энергий (в эзотерическом понимании) должны стать темой исследований и проверяться личным опытом. Ключи и намеки даются во Вневременной Мудрости. Медленные исследования сейчас более безопасны. В начале следующего века появится посвященный, который продолжит это учение. (ПЧ)
Астрологи всегда подчеркивали роль внешних влияний и энергий, воздействующих на нашу маленькую планету и взаимодействующих на ней, но опускали рассмотрение излучаемых качеств и сил, являющихся вкладом Земли в эфирное тело большего целого.
Всю Солнечную Систему, во всей своей огромной сложности, они считали просто одним великим существом, а все её части — его частными выражениями. Все его физические составляющие — Солнце с его удивительной короной, все планеты с их спутниками, их океанами, атмосферами и окружающими их различными эфирами — все они вместе составляли его физическое тело, его выражение на физическом плане. Таким же образом совокупность их астральных миров (не только астральные сферы, принадлежащие к физическим планетам, но и чисто астральные планеты всех цепей — такие, например, как планеты В и Fнашей цепи) составляла его астральное тело, а совокупность ментальных миров — его ментальное тело, тот проводник, через который оно проявлялось на ментальном плане.
Пока что идея ясна, и она очень близка к тому, чему учили и нас касательно великого логоса нашей системы. Теперь допустим, что в этих его «телах» на различных их уровнях есть определённые различные классы или типы материи, достаточно равномерно распределённые по всей системе. Эти типы не соответствуют обычному нашему разделению на подпланы, которое производится согласно степени плотности материи, так что, например, в физическом мире мы имеем твёрдое, жидкое, газообразное и эфирные состояния материи. Напротив, это совсем иной способ подразделения, при котором в каждом из типов содержится материя всех этих состояний, так что если мы обозначим каждый из этих типов числами, то получим твёрдую, жидкую и газообразную материю первого типа, твёрдую, жидкую и газообразную материю второго типа и так далее.
Так происходит на всех уровнях, но для ясности давайте пока что ограничим наши размышления одним. Пожалуй, легче всего эту идею будет проследить в отношении астрального плана. Часто объяснялось, что в астральном теле человека можно найти материю, принадлежащую к каждому из подпланов, и пропорция между более плотными и тонкими её видами показывает, насколько это тело способно откликаться на более грубые или утончённые виды желаний, таким образом в некоторой мере являясь индикатором уровня, до которого развился человек. Подобно этому, в каждом астральном теле есть материя и всех этих типов, или перпендикулярных подразделений, но в данном случае пропорция между ними показывает темперамент человека — возбудимый он или спокойный, сангвиник или флегматик, терпеливый или раздражительный и так далее.
Халдейская теория заключалась в том, что каждый из этих типов материи в астральном теле логоса, а конкретно — масса элементальной сущности, функционирующая через тот или иной тип, является в некотором роде отдельным проводником, почти что отдельным существом, имеющим свои особые сродства и способным вибрировать, откликаясь на влияния, которые, возможно, и не вызвали бы отклика у других типов. Эти типы различны между собой из-за того, что составляющая их материя первоначально изошла через разные центры логоса, так что материя каждого типа всё ещё находится в самой близкой симпатии с тем центром, к которому она принадлежит, и малейшее изменение любого рода в состоянии этого центра сразу же отражается тем или иным образом во всей материи соответствующего типа.
Поскольку в каждом человеке есть материя всех этих типов, то очевидно, что всякое действие любого из этих центров и любое изменение в них должно в той или иной мере повлиять на всех существ в системе, причём степень, в которой тот или иной человек подвергнется этому воздействию, зависит от пропорции, в которой присутствует в его астральном теле тот тип материи, который подвергается влиянию. Так что мы обнаруживаем различные типы людей, точно так же, как и материи, и в силу их конституции, а именно — строения их астральных тел, некоторые из них оказываются более подвержены одним влияниям, а некоторые — другим.
Вся Солнечная Система, если смотреть на неё с достаточно высокого плана, выглядит состоящей из этих великих центров, каждый из которых окружён огромной сферой влияния, указывающей пределы, в которых изливающаяся через него сила особенно активна. У каждого из этих центров имеется нечто вроде своих собственных упорядоченных периодических изменений, возможно, на бесконечно более высоком уровне соответствующих биениям человеческого сердца. Но поскольку период некоторых из этих изменений гораздо быстрее, чем период других, это даёт любопытный и сложный набор эффектов, и было замечено, что движение физических планет и положение их относительно друг друга даёт ключ к расположению этих великих сфер в любой момент. В Халдее считали, что при постепенном сгущении первоначального светящегося тумана, из которого образовалась наша система, местоположение физических планет определялось образованием вихрей в определённых точках пересечения этих сфер друг с другом и данной плоскостью.
Влияния, принадлежащие этим сферам, широко варьируются по качеству, и один из способов, которыми проявляется эта разница, является их воздействие на элементальную сущность в человеке и вокруг него. Однако следует всегда помнить, что существование такого влияния предполагается на всех планах, а не только на астральном, хотя сейчас ради простоты мы ограничиваемся именно им. У этих влияний могут и должны быть другие, и более важные линии воздействия, чем известно нам сейчас, но по меньшей мере то, что каждая сфера оказывает свой особый эффект на многообразные разновидности элементальной сущности, не может не обратить на себя внимание наблюдателя.
Одно, например, значительно стимулирует активность и жизненность тех видов сущности, которые относятся к центру, из которого оно пришло, в то же время по всей видимости сдерживая активность других или управляя ею; влияние же другого на свои собственные виды сущности может быть очень сильным, при этом нисколько не действуя на другие виды. Есть всевозможные виды сочетаний и видоизменений, при которых действие одного из влияний может быть усилено или почти нейтрализовано присутствием другого.
Здесь неизбежно зададут вопрос — не были ли халдейские жрецы фаталистами, и не считали ли они, открыв, какой точно эффект оказывают эти влияния на разные типы людей, что эти результаты неизбежны и человеческая воля не в силах им сопротивляться? Их ответ на последний вопрос решительно утверждал, что эти влияния ни в малейшей степени не имеют власти над волей человека; всё, что они могут сделать — это в некоторых случаях облегчить, а в некоторых — затруднить действие воли в некоторых направлениях. Но поскольку астральное и ментальное тела человека состоят практически из той живой материи, которую мы называем элементальной сущностью, то всякое необычное возбуждение любого из её типов, или внезапное увеличение её активности, несомненно может в некоторой мере повлиять на его эмоции или ум, или на то и другое. Очевидно также, что эти влияния воздействуют по-разному на разных людей — по причине отличия разновидностей сущности, входящих в их состав.
Однако самым ясным образом заявлялось, что человек ни в коем случае не может быть сбит ими с избранного им направления действий без ведома его воли, хотя очевидно, что они могут помочь или помешать ему в предпринимаемых им усилиях. Жрецы учили, что человеку по-настоящему сильному почти нет нужды беспокоиться о том, когда какие влияния господствуют, но но всем заурядным людям обычно стоит знать, в какой момент какую силу можно будет применить с наибольшим преимуществом.
Они тщательно разъясняли, что сами по себе эти влияния являются не в большей мере добрыми или злыми, чем любые другие силы природы, как сказали бы мы теперь — подобно тому, как электричество или любая другая великая сила может нам помогать или вредить соответственно тому, какое ей даётся применение. И точно так же, как некоторые эксперименты скорее будут успешными, если предпринимаются, когда воздух сильно заряжен электричеством, тогда как другие в этих условиях скорее всего не удадутся, так, говорили они, и усилия, требующие применения сил нашей умственной и эмоциональной природы, с большей или меньшей лёгкостью достигнут своей цели соответственно влияниям, преобладающим во время их совершения.
Потому всегда понималось, что человек железной решимости или изучающий истинный оккультизм мог отбросить эти факторы как пренебрежимо малые, но поскольку большинство представителей человечества всё ещё позволяют себе быть беспомощными игрушками сил желания и пока не развили ничего достойного называться собственной волей, считалось, что их слабость позволяет этим влияниям обрести ту важность, на которую они сами по себе и не претендовали.
Факт воздействия какого-либо влияния никогда не означает неизбежности того или иного события, но делает его более вероятным. Например, в результате того, что в современной астрологии называется влиянием Марса, в астральной сущности устанавливаются определённые вибрации, склоняющие к страсти. Потому вполне можно предсказать, что человек, по природе склонный к чувственности и страстности, при особо усиленном воздействии этих влияний, вероятно, совершит какое-нибудь преступление, связанное с чувственностью и страстью. Он ни в малейшей степени не будет к этому принуждён, но просто наступит состояние, при котором ему станет гораздо труднее сохранять равновесие. Ведь воздействие, которому он подвергнется, будет двоякого характера — не только сущность внутри него будет побуждена к большей активности, но и соответствующая материя плана снаружи тоже ускорится, что опять же подействует на него.
Часто приводился пример того, как определённая разновидность влияния иногда может вызвать такое положение дел, когда заметно усиливаются все виды нервного возбуждения, вследствие чего повсюду возникает общее чувство раздражительности. При таких обстоятельствах гораздо чаще, чем обычно, возникают споры, даже по самым пустячным поводам, и большое количество людей, которые всегда были на грани потери самообладания, полностью теряют над собой контроль при малейшей провокации.
Также говорилось, что иногда может случиться, что такие влияния, попадая на почву затаённого недовольства или невежественной зависти, могут раздуть их до народного бунта, из которого могут последовать масштабные бедствия. Очевидно, это предупреждение, данное тысячи лет назад, вовсе нелишне и сейчас, ибо именно под этой причине в 1870 году парижане носились по улицам с криками «на Берлин!», и именно так много раз возникал дьявольский призыв «дин! дин!», так легко возбуждавший бешеный фанатизм нецивилизованной исламской толпы.
Потому астрология этих халдейских жрецов занималась в основном вычислением положений и воздействий этих сфер влияния, так что главной её функцией скорее было установление распорядка жизни, а не предсказание будущего. Во всяком случае её предсказания носили характер указания тенденций, а не точных событий, тогда как астрология нашего времени, похоже, посвящает себя в значительной мере именно последнему.
Тем не менее, не может быть сомнений, что древние халдеи были правы в том, что человеческая воля в силах изменить судьбу, назначенную ему его кармой. Карма может забросить человека в определённое окружение или подставить его под те или иные влияния, но она никогда не может заставить его совершить преступление, хотя и может поставить его в такое положение, что с его стороны потребуется большая решимость, чтобы этого преступления избежать. Потому нам представляется, что в силах астрологии — предупреждать человека об обстоятельствах, в которых он окажется в то или иное время, но всякое предсказание его действий при этих обстоятельствах теоретически может основываться лишь на вероятности, — хотя мы и вполне признаём, что в случае заурядного и безвольного человека из толпы эта вероятность становится определённостью.
Вычисления этих древних жрецов позволяли им составить нечто вроде официального календаря на каждый год, которым в значительной мере регулировалась вся жизнь народа. Они решали, в какое время наиболее безопасно можно проводить все сельскохозяйственные работы и указывали подходящие моменты для разведения животных и растений. Они были не только наставниками народа, но и врачами, и точно знали, при каком сочетании влияний различные лекарства можно было применять с наибольшей эффективностью.
Своих последователей они делили на классы по признаку, которые теперь бы мы назвали управляющими планетами, и их календарь был полон предупреждений, адресованных разным классам, например: «В седьмой день поклоняющиеся Марсу должны особенно остерегаться беспричинного раздражения», или «С двенадцатого по пятнадцатый день существует необычайная опасность опрометчивости в любовных делах, особенно для поклоняющихся Венере» и так далее. И в том, что эти предостережения оказывались очень полезными для масс народа, мы не можем сомневаться, какой бы странной ни казалась эта разработанная система предосторожностей против малейших случайностей в наши дни.
Из этого своеобразного деления людей на типы соответственно планетам, указывавшим положение центра влияния, которому они были легче всего подвержены, происходило столь же любопытное устройство как публичных храмовых служб, так и личного поклонения верующих. Определённые часы дня для молитвы, определяемые по видимому движению Солнца, соблюдались одинаково всеми; на восходе, в полдень и на закате жрецами в храмах распевались определённые стихи или гимны, и более религиозные люди взяли себе за правило регулярно присутствовать на этих коротких службах, тогда как те, кому не было удобно на них присутствовать, соблюдали эти часы, читая несколько благочестивых фраз восхваления и молитвы.
Но, совершенно отдельно от этих обрядов, которые, похоже, были общими для всех, у каждого были свои собственные молитвы, возносимые тому божеству, с которым он был связан от рождения, а время для них постоянно изменялось соответственно с движением его планеты. Момент прохождения ею меридиана по всей видимости считался самым благоприятным, а следующими по степени благоприятности считались несколько минут, следующих сразу за её восходом или непосредственно предшествовавших её заходу. Однако к ней можно было обращаться в любое время, когда она над горизонтом, и даже после захода её за горизонт божество планеты не было всецело вне досягаемости, хотя в этом случае к нему обращались только при какой-нибудь чрезвычайной ситуации, и весь церемониал был совершенно иным.
Жрецами составлялись особые календари для последователей каждого из этих планетных божеств, где содержались все подробности, касающиеся подходящих часов для молитвы и стихов, которые должны были в них читаться. Они были чем-то вроде периодических молитвенников, выпускавшихся для каждой планеты, и все, кто был связан с определённой планетой, старались раздобыть себе копии соответствующего календаря. Фактически это было нечто гораздо больше, чем просто расписания, напоминавшие о часах молитвы; они готовились в особых астрологических условиях — каждый под влиянием своего собственного божества, и считались обладающими свойствами талисманов, так что каждый последователь той или иной планеты всегда имел с собой самый свежий календарь для неё.
Из этого следовало, что у религиозных людей древней Халдеи не было регулярных часов молитвы и поклонения каждый день, как это практикуют сейчас — вместо этого время для медитации и религиозных упражнений было скользящим и иногда могло приходиться на утро, иногда — на полдень, иногда — на вечер и даже на полночь. Но когда бы оно ни наступало, его не пропускали, и как бы неудобно ни вклинивался этот час в дела человека, его удовольствия или его отдых, если он упускал возможность воспользоваться этим преимуществом, это считалось серьёзным уклонением от исполнения долга. Насколько мы могли видеть, ни у кого и мысли не было, что дух планеты мог каким-либо образом прогневаться, если этими часами пренебрегали, или что он вообще мог испытывать гнев; идея скорее была в том, что в эти моменты божество изливает своё благословение, и было бы не только глупо, но и неблагодарно упускать столь любезно предоставленную возможность.
Интересную часть изучения этой религии древнего мира составили наши попытки понять, что же имели в виду её учителя, когда говорили о звёздном ангеле и духе звезды. Небольшое, но тщательное исследование показало, что эти термины, хотя иногда бывали синонимами, не всегда таковы, поскольку под общим термином «дух планеты» у них, похоже, скрывалось по меньшей мере три совершенно разных понятия.
Во-первых, они верили в существование у каждой планеты неразвитой, полуразумной и в то же время чрезвычайно мощной сущности, суть которой в нашей теософической терминологии мы, пожалуй, могли бы выразить как совокупность всей элементальной сущности этой планеты, рассматриваемую как одно огромное существо. Мы знаем, как в случае человека элементальная сущность, входящая в состав его астрального тела, становится во всех отношениях отдельным существом, которое иногда называют элементалом желания, и как различные типы и классы этой сущности соединяются во временное единство, способное на вполне определённые действия по своей самозащите, как, например, сопротивление процессу распада, начинающемуся после смерти. Точно так же мы можем представить и совокупность элементальных царств какой-либо планеты, энергетически представляющую единое целое, и тогда поймём теорию, которой придерживались древние халдеи касательно этой первой разновидности планетарного духа, для которого гораздо более подходящим названием будет «планетарный элементал». Влияние (или, возможно, магнетизм) этого-то планетарного элементала и пытались они сфокусировать на людях, страдающих от определённых болезней, или заключить его в талисман для будущего использования.
Жрецы считали, что видимые для нас физические планеты служат указателями положения или состояния великих центров в теле самого логоса, и что через каждый из этих великих центров изливается один из десяти типов сущности, из которой, согласно им, было построено всё. Каждый из этих типов, взятый сам по себе, отождествлялся в планетой и также часто назывался духом этой планеты, таким образом придавая этому термину ещё один, совершенно отличный смысл. В этом смысле они говорили о духе планеты как о присутствующем повсюду во всей Солнечной Системе, действующем в каждом человека и показывающем себя в его действиях, а также проявляющемся через определённые растения и минералы и придающем им их отличительные свойства. Конечно, этот самый «дух планеты» в человеке и подвергался воздействию состояния того великого центра, к которому он принадлежал, и именно в отношении его и выпускались все астрологические предостережения.
Однако, когда халдеи призывали благословение духа планеты или старались подняться к нему искренней и почтительной медитацией, они использовали это выражение в ещё одном смысле. Каждый из этих великих центров они считали дающим рождение целой иерархии великих духов, и во главе каждой из этих иерархий стоял Великий, называвшийся Духом планеты, или чаще, звёздным ангелом. Это его благословения искали родившиеся под его влиянием, и это его считали они одним из великих архангелов, семи духов перед престолом божим, как называют их благоговейные христиане, одним из могучих распорядителей божественной силы логоса, каналом, через который проявляется его невыразимое великолепие. Поговаривали, что когда в большом храме проводится праздник какой-либо планеты, в тот самый момент, когда её образ ярко вспыхивал среди дыма благовоний, те, чьи глаза открывались благодаря благоговейному экстазу, иногда видели могучую форму её ангела, парящую под сияющим светилом, так, что оно горело у него во лбу, когда он милостиво смотрел на тех поклоняющихся, чья эволюция была с ним так близко связана.
Пожалуй, лучше избегать слова «поклонение», когда мы описываем чувства халдеев по отношению к звёздным ангелам, поскольку на Западе оно всегда ведёт к ошибочным представлениям. Это скорее глубокие любовь, почтение и преданность, подобные тем, что мы испытываем к Учителям Мудрости.
Не совсем разумно считать астрологию лженаукой, если её серьёзно изучали такие мужи научной мысли как: астроном и создатель гелиоцентрической системы мира – Николай Коперник; астроном, физик, математик, механик – Галилео Галилей; философ-эмпирик, государственный деятель – Френсис Бэкон; астроном, открывший законы движения планет – Иоганн Кеплер; врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии – Парацельс; учёный, врач и поэт – Мишель Нострадамус; философ-материалист, пантеист – Бенедикт Спиноза; проповедник, гуманист, филолог и теолог – Корнелиус Меланхтон; мыслитель и естествоиспытатель, поэт и государственный деятель Иоганн Вольфганг Гёте; учёный, филосов-идеалист, физик, математик, юрист, историк, языковед, метеоролог Готфрид Вильгельм фон Лейбниц...

Список можно было бы продолжить, тем самым показав вдумчивому читателю о необходимости более здравого отношения к этой науки дошедшей до нас со времён древней Атлантиды, когда (используя библейский символизм) Сам Бог ходил среди людей – божество присутствовало в физической форме, так как человеческие дела вели и направляли Члены Иерархии, насколько позволяла добрая воля людей.
Вступительные замечания и базовые положения
Прежде всего, изучающие никогда не должны забывать о Законе Аналогии как о средстве интерпретации.
Несмотря на многочисленные случаи явных удач, астрология пока не доказала миру мысли и науки свою состоятельность.
В незначительной степени учитываются энергии, постоянно воздействующие на нашу планету и приходящие с других созвездий и многочисленных "скрытых" планет. Вневременная Мудрость утверждает, что в нашей Солнечной системе их около семидесяти. (ЭА)
Современные интерпретации не акцентируют значение восходящего знака (асцендента), поскольку пока лишь немногие способны функционировать как души.

В великом эволюционном процессе вследствие сдвигов и астрономо-астрологических расхождений Солнце и планеты не находятся в том созвездии, на которое в данный момент указывает тот или иной знак Зодиака...
Ошибочно считать, что зона контакта между двумя знаками при прохождении Солнца представляет собой твердо установленную границу. Это не так. Не существует жестких разграничительных линий, разделяющих две различные сферы опыта и сознания на солнечном пути. Это только видимость, являющаяся частью Великой Иллюзии... (ЭА)
Созвездия действуют через Зодиак как могущественную мыслеформу, или эгрегор (понижающий трансформатор), созданный со времён древней Атлантиды.
На передний план в человеческом сознании выступают (должны выступать в веке Водолея. Прим. Ред) групповая осведомлённость, групповые отношения и групповое единство. При таком процессе групповой интеграции, отдельная, само центрированная, склонная к обособлению личность постепенно будет уходить на второй план, а душа, функционирующая как часть Целого, обладающая групповым сознанием и принципом вмещения будет обретать все большее могущество. Поэтому интерес к индивидуальному гороскопу будет постепенно отмирать, и в сознании индивидуума в возрастающей степени будет раскрываться планетарное, системное и космическое видение. Тогда он станет рассматривать себя только как составную часть более значительного целого, и его мировая группа будет интересовать его гораздо больше, чем он сам как индивидуум.
Именно интуитивная астрология призвана заменить, в конечном счёте, то, что сейчас известно под этим именем, и тем самым осуществить возврат к той древней науке, которая соотносила созвездия с нашей Солнечной системой, привлекала внимание к природе Зодиака и осведомляла человечество о фундаментальных взаимосвязях, направляющих и контролирующих феноменальные и субъективные миры.
Астрология должна быть восстановлена в своей первоначальной красоте и истине, прежде чем мир сможет обрести более верную перспективу и выработать более точную и правильную оценку божественного Плана, выраженного в настоящее время через Мудрость Веков.
В настоящее время астрология является в сущности самым ясным и отчетливым способом представления оккультной истины в мире, так как эта наука имеет дело с теми обусловливающими и управляющими энергиями и силами, которые проявляются во всем пространстве и оказывают воздействие на всё, что находится в пределах этого пространства. (ЭА)
Основополагающие утверждения
Астрология не относится к точным наукам, несмотря на обилие в ней математических вычислений.

Астрология основывается на иллюзии, ибо, как вам хорошо известно, Зодиак – это не что иное как воображаемый путь Солнца в небе, к тому же видимый с позиции нашей совершенно незначительной планеты.

Солнце не находится ни в каком знаке Зодиака. Таков только видимый эффект, когда Солнце проходит между нашей маленькой сферой, Землей, и созвездиями в определенное время в течение года. (ЭА)

В ранний период, человеческой истории, никто из жрецов, наставников, и даже самый невежественный из простого народа не придерживался того взгляда, что сами физические планеты могут влиять на дела людей. (ОДЦ)
Древняя Мудрость учит, что "пространство есть сущность". Именно с жизнью этой великой сущности, её импульсами и ритмами, силами и энергиями, циклами и периодами имеет дело подлинная эзотерическая астрология.

Пространство - это сущность, а "свод небес" (как его поэтически называют) представляет собой феноменальное проявление этой сущности. Обратите внимание на то, что я сказал не "материальное" проявление, а "феноменальное". (ЭА)
Всю Солнечную Систему, во всей своей огромной сложности, они (человечество прошлого Прим.Ред) считали просто одним великим существом, а все её части – его частными выражениями. Все его физические составляющие – Солнце с его удивительной короной, все планеты с их спутниками, их океанами, атмосферами и окружающими их различными эфирами – все они вместе составляли его физическое тело, его выражение на физическом плане. (ОДЦ)
Бесполезны и бессмысленны спекуляции относительно природы и истории этой сущности. Вы можете составить себе о ней некое смутное представление, дающее аналогию без излишней детализации, если попытаетесь мыслить о роде человеческом, четвертом царстве природы, как о единой сущности, выражающей себя через множество разнообразных человеческих форм. Каждый индивидуум является неотъемлемой частью человечества; тем не менее, каждый из вас живет своей собственной жизнью, реагирует на свои собственные впечатления, откликается на внешние влияния и импульсы и, в свою очередь, оказывает влияние, излучая определенное качество, или выражая ряд характерных свойств. Таким образом вы также влияете на своё окружение и на тех, с кем контактируете. Однако вы остаётесь частью феноменальной сущности, которой мы даем название человечество. Теперь распространите эту идею на большую феноменальную сущность - Солнечную систему, которая, в свою очередь, представляет собой часть ещё большей жизни, выражающей Себя через семь солнечных систем, одна из которых наша. Если вы сможете уловить эту идею, смутная картина великой основополагающей эзотерической истины проявится в вашем сознании. Жизнь и влияния, излучения и эманации этой Сущности и их совокупное воздействие на нашу планетарную жизнь, на царства природы и сменяющиеся человеческие цивилизации - вот неполная картина того, что нам предстоит рассмотреть. (ЭА)
Пространство эфирно по своей природе, и его жизненное тело состоит из совокупности эфирных тел всех находящихся в нём созвездий, солнечных систем и планет. Посредством этой космической золотой сети, или паутины, осуществляется постоянная циркуляция энергий и сил, что является научным основанием астрологических теорий. Подобно тому как силы планеты и внутреннего духовного человека (если упомянуть только один фактор из многих) изливаются через эфирное тело индивидуального человека на физическом плане и обусловливают его внешнее выражение, активность и качество, так и разнообразные силы Вселенной изливаются через каждую часть эфирного тела той сущности, которую мы называем пространством, обусловливая и определяя внешнее выражение, активность и качества каждой формы, находящейся в пределах космической периферии.
Эфир пространства представляет собой среду, в которой и через которую действуют энергии, приходящие из многочисленных порождающих Источников. Таким образом, нас интересует эфирное тело планеты, Солнечной системы и семи солнечных систем, одной из которых является наша система, а также общее и более обширное эфирное "тело" той части вселенной, в которой мы расположены.

Я намеренно употребил слово "расположены" вследствие значений, которые оно передаёт. Эта обширная область, а также меньшие и более локализованные области, являются средой для передачи всех энергий, действующих на и через нашу Солнечную систему, наши планетарные сферы и все находящиеся в них формы жизни. Так образуется единое неразрывное поле активности, пребывающее в постоянном, непрестанном движении - вечно существующая среда для обмена и передачи энергий.

На фото изображение участка ночного неба, полученное с помощью Найсера. Из материала: "NASA опубликовало красочный рентгеновский снимок Вселенной".
Эзотеризм учит (и современная наука быстро приходит к тому же выводу), что за физическим телом и сложной системой нервов находится витальное, или эфирное, тело, являющееся двойником и подлинной формой своего внешнего, чувственно воспринимаемого материального аспекта. Оно является также средой передачи силы всем частям человеческого организма и агентом насыщающей его жизни и сознания. Эфирное тело определяет и обусловливает физическое тело, являясь хранилищем и передатчиком энергии от различных субъективных аспектов человека и окружающей среды, в которой человек (как внутренний, так и внешний) находится.

Необходимо продвигаться от универсального к конкретному и от общего к частному, ставя, тем не менее, акцент на универсальном и общем, а не на частном и конкретном.
Тем из вас, кто изучает астрологию, предстоит адекватно применить истину к частным случаям. Именно в этом отношении нынешняя астрология пошла по ложному пути. Она извратила истинный, правильный порядок, делая упор на частном и особенном, на личном гороскопе и индивидуальной судьбе и игнорируя великие энергии и их Источник. В конечном счете именно эти источники ответственны за проявление частного. Нынешнюю позицию и существующую подачу истины необходимо изменить.
Таким образом, в эзотерической астрологии мы имеем дело с Жизнью и Жизнями, насыщающими "точки света" внутри универсальной Жизни. Созвездия, солнечные системы, планеты, царства природы и микроскопический человек - все они являются результатом активности и проявления энергий определенных Жизней, чьи циклы выражения и безграничные цели лежат за пределами понимания самых продвинутых и просвещенных умов нашей планеты.

Здесь следует сделать два добавления. Во-первых, индивидуальное эфирное тело - не отдельный изолированный человеческий проводник, а, в некотором смысле, неотъемлемая часть тела той сущности, которую мы называем планетарным эфирным телом.

Планетарное эфирное тело, в свою очередь, не изолировано от эфирных тел других планет, и вся их совокупность, включая эфирное тело Солнца, составляют эфирное тело Солнечной системы.
Оно связано с эфирными телами шести солнечных систем, образующих вместе с нашей космическое единство, в которое изливаются энергии и силы определенных великих созвездий.
Когда этот факт будет воспринят, источники энергий постигнуты, а природа пространства верно понята, мы сможем видеть гораздо более широкий и, вместе с тем, более близкий горизонт; мы уясним отношения между индивидуальными, планетарными, системными и космическими сущностями и сможем начать жить в соответствии с научной точкой зрения. Именно такая жизнь на научной основе представляет собой непосредственную цель, к которой должна привести астрология.

В пределах эфирного тела человека находятся семь главных центров силы, которые являются по своей природе распределителями и электрическими батареями, обеспечивающими человека динамической силой и энергией различного качества. Центры производят определенное воздействие на его внешнее проявление. Благодаря их постоянной активности проявляется качество человека, а также начинают проявляться его лучевые тенденции, что в совокупности ясно указывает на его точку эволюции.
Такой "контроль формы посредством семерицы энергий" (как говорится в "Древнем Комментарии") представляет собой неизменное правило внутреннего управления для нашей Вселенной и в частности для нашей Солнечной системы, а также индивидуального человека.
Например, в нашей Солнечной системе существуют семь священных планет (чакр), соответствующих семи индивидуальным силовым центрам в человеке (Вулкан, Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран Прим. Ред), а также семи солнечным системам, одной из которых является наша и которые являются семью энергетическими центрами Единого, Который упоминался в прочих моих книгах как Тот, о Котором Ничего Не Может Быть Сказано.
Многое было дано в оккультных книгах такого, о чем средний астролог остается глубоко несведущим и несознающим. Ему жизненно необходимо научиться мыслить в категориях большего Целого и уделять значительно больше внимания излучающим Источникам и вечным Причинам, нежели влияниям этих Источников на эфемерное творение, человеческое существо и его временное существование на весьма незначительной планете. В этом случае он откроет для себя знаки сущностной божественности человека - божественности, которую следует искать в бесконечности сознания человека, когда оно озарено светом души, и в его способности проецировать свои мысли в сознание тех многообразных Жизней, в чьих "магнетических движениях" ему волей-неволей приходиться участвовать, поскольку его собственный более чем скромный энергетический резервуар является неотъемлемой частью Их энергий.
Существует аспект энергии, который современный астролог очень мало учитывает несмотря на его первостепенное значение (3 Луч Активного Интеллекта. Прим. ред). Это энергия, эманирующая от самой Земли, или излучаемая ею. Человеческое тело, находящееся, как и все живые существа, на поверхности Земли и, следовательно, спроецированное в эфирное тело нашей планеты (вследствие своего прямохождения), постоянно погружено в её эманации и излучения, а также в интегрирующее качество нашего Планетарного Логоса, посылающего и передающего энергию в Своё планетарное окружение.

Есть ещё один интересный момент, и который мало осознаётся средним учащимся оккультизма. Это выходы планетарной энергии, посредством которых осуществляется огромное общее влияние на внешнюю планетарную жизнь. Пятая коренная раса имеет только пять таких выходов, оказывающих влияние на человечество. Отзывчивость человека на них доказывается фактом их относительной важности в формировании мировых событий и ситуации в мире. Там, где имеются выходы духовной силы, располагаются и духовно значимые города. Эти точки следующие:
1. Лондон - для Британской Империи.
2. Нью-Йорк - для западного полушария.
3. Женева - для всей Европы, включая СССР.
4. Токио - для Дальнего Востока.
5. Дарджилинг - для всей Центральной Азии и Индии.
Позже к ним будут добавлены ещё две точки, или энергетических выхода, но их время пока не пришло. Через эти пять точек и прилегающую к ним территорию изливается энергия пяти Лучей, формируя мир людей, вызывая следствия планетарной значимости и определяя направление событий.
Весь предмет планетарных центров и энергий, которые они пропускают, очень интересен и – если бы мы только могли это осознать – в высшей степени важен. Великая истина лежит в основе того факта, что все народы считают некоторые города и места святыми и придают им особое духовное значение; люди делают их целью своего паломничества. Здесь уместна аналогия с человеческим существом: сердце по некоторым причинам считается более святым, чем голова, а его проявления – более желанными. Всё это говорит о внутреннем осознании человечеством той истины, что позади внешней формы всегда находится нечто неосязаемое, реальное и святое.

Невозможно показать связь между планетарными центрами и человеческими существами. Слишком много знания пришлось бы дать слишком быстро, до того, как в человеческой природе утвердится достаточно любви, чтобы сделать невозможным злоупотребление энергией, часто приводящее к ужасным последствиям. Цвета, частоты высших вибраций центров, индивидуальных и планетарных, и качества энергий (в эзотерическом понимании) должны стать темой исследований и проверяться личным опытом. Ключи и намеки даются во Вневременной Мудрости. Медленные исследования сейчас более безопасны. В начале следующего века появится посвященный, который продолжит это учение. (ПЧ)
Астрологи всегда подчеркивали роль внешних влияний и энергий, воздействующих на нашу маленькую планету и взаимодействующих на ней, но опускали рассмотрение излучаемых качеств и сил, являющихся вкладом Земли в эфирное тело большего целого.

Пока что идея ясна, и она очень близка к тому, чему учили и нас касательно великого логоса нашей системы. Теперь допустим, что в этих его «телах» на различных их уровнях есть определённые различные классы или типы материи, достаточно равномерно распределённые по всей системе. Эти типы не соответствуют обычному нашему разделению на подпланы, которое производится согласно степени плотности материи, так что, например, в физическом мире мы имеем твёрдое, жидкое, газообразное и эфирные состояния материи. Напротив, это совсем иной способ подразделения, при котором в каждом из типов содержится материя всех этих состояний, так что если мы обозначим каждый из этих типов числами, то получим твёрдую, жидкую и газообразную материю первого типа, твёрдую, жидкую и газообразную материю второго типа и так далее.
Так происходит на всех уровнях, но для ясности давайте пока что ограничим наши размышления одним. Пожалуй, легче всего эту идею будет проследить в отношении астрального плана. Часто объяснялось, что в астральном теле человека можно найти материю, принадлежащую к каждому из подпланов, и пропорция между более плотными и тонкими её видами показывает, насколько это тело способно откликаться на более грубые или утончённые виды желаний, таким образом в некоторой мере являясь индикатором уровня, до которого развился человек. Подобно этому, в каждом астральном теле есть материя и всех этих типов, или перпендикулярных подразделений, но в данном случае пропорция между ними показывает темперамент человека — возбудимый он или спокойный, сангвиник или флегматик, терпеливый или раздражительный и так далее.
Халдейская теория заключалась в том, что каждый из этих типов материи в астральном теле логоса, а конкретно — масса элементальной сущности, функционирующая через тот или иной тип, является в некотором роде отдельным проводником, почти что отдельным существом, имеющим свои особые сродства и способным вибрировать, откликаясь на влияния, которые, возможно, и не вызвали бы отклика у других типов. Эти типы различны между собой из-за того, что составляющая их материя первоначально изошла через разные центры логоса, так что материя каждого типа всё ещё находится в самой близкой симпатии с тем центром, к которому она принадлежит, и малейшее изменение любого рода в состоянии этого центра сразу же отражается тем или иным образом во всей материи соответствующего типа.
Поскольку в каждом человеке есть материя всех этих типов, то очевидно, что всякое действие любого из этих центров и любое изменение в них должно в той или иной мере повлиять на всех существ в системе, причём степень, в которой тот или иной человек подвергнется этому воздействию, зависит от пропорции, в которой присутствует в его астральном теле тот тип материи, который подвергается влиянию. Так что мы обнаруживаем различные типы людей, точно так же, как и материи, и в силу их конституции, а именно — строения их астральных тел, некоторые из них оказываются более подвержены одним влияниям, а некоторые — другим.
Вся Солнечная Система, если смотреть на неё с достаточно высокого плана, выглядит состоящей из этих великих центров, каждый из которых окружён огромной сферой влияния, указывающей пределы, в которых изливающаяся через него сила особенно активна. У каждого из этих центров имеется нечто вроде своих собственных упорядоченных периодических изменений, возможно, на бесконечно более высоком уровне соответствующих биениям человеческого сердца. Но поскольку период некоторых из этих изменений гораздо быстрее, чем период других, это даёт любопытный и сложный набор эффектов, и было замечено, что движение физических планет и положение их относительно друг друга даёт ключ к расположению этих великих сфер в любой момент. В Халдее считали, что при постепенном сгущении первоначального светящегося тумана, из которого образовалась наша система, местоположение физических планет определялось образованием вихрей в определённых точках пересечения этих сфер друг с другом и данной плоскостью.
Влияния, принадлежащие этим сферам, широко варьируются по качеству, и один из способов, которыми проявляется эта разница, является их воздействие на элементальную сущность в человеке и вокруг него. Однако следует всегда помнить, что существование такого влияния предполагается на всех планах, а не только на астральном, хотя сейчас ради простоты мы ограничиваемся именно им. У этих влияний могут и должны быть другие, и более важные линии воздействия, чем известно нам сейчас, но по меньшей мере то, что каждая сфера оказывает свой особый эффект на многообразные разновидности элементальной сущности, не может не обратить на себя внимание наблюдателя.
Одно, например, значительно стимулирует активность и жизненность тех видов сущности, которые относятся к центру, из которого оно пришло, в то же время по всей видимости сдерживая активность других или управляя ею; влияние же другого на свои собственные виды сущности может быть очень сильным, при этом нисколько не действуя на другие виды. Есть всевозможные виды сочетаний и видоизменений, при которых действие одного из влияний может быть усилено или почти нейтрализовано присутствием другого.
Здесь неизбежно зададут вопрос — не были ли халдейские жрецы фаталистами, и не считали ли они, открыв, какой точно эффект оказывают эти влияния на разные типы людей, что эти результаты неизбежны и человеческая воля не в силах им сопротивляться? Их ответ на последний вопрос решительно утверждал, что эти влияния ни в малейшей степени не имеют власти над волей человека; всё, что они могут сделать — это в некоторых случаях облегчить, а в некоторых — затруднить действие воли в некоторых направлениях. Но поскольку астральное и ментальное тела человека состоят практически из той живой материи, которую мы называем элементальной сущностью, то всякое необычное возбуждение любого из её типов, или внезапное увеличение её активности, несомненно может в некоторой мере повлиять на его эмоции или ум, или на то и другое. Очевидно также, что эти влияния воздействуют по-разному на разных людей — по причине отличия разновидностей сущности, входящих в их состав.
Однако самым ясным образом заявлялось, что человек ни в коем случае не может быть сбит ими с избранного им направления действий без ведома его воли, хотя очевидно, что они могут помочь или помешать ему в предпринимаемых им усилиях. Жрецы учили, что человеку по-настоящему сильному почти нет нужды беспокоиться о том, когда какие влияния господствуют, но но всем заурядным людям обычно стоит знать, в какой момент какую силу можно будет применить с наибольшим преимуществом.
Они тщательно разъясняли, что сами по себе эти влияния являются не в большей мере добрыми или злыми, чем любые другие силы природы, как сказали бы мы теперь — подобно тому, как электричество или любая другая великая сила может нам помогать или вредить соответственно тому, какое ей даётся применение. И точно так же, как некоторые эксперименты скорее будут успешными, если предпринимаются, когда воздух сильно заряжен электричеством, тогда как другие в этих условиях скорее всего не удадутся, так, говорили они, и усилия, требующие применения сил нашей умственной и эмоциональной природы, с большей или меньшей лёгкостью достигнут своей цели соответственно влияниям, преобладающим во время их совершения.
Потому всегда понималось, что человек железной решимости или изучающий истинный оккультизм мог отбросить эти факторы как пренебрежимо малые, но поскольку большинство представителей человечества всё ещё позволяют себе быть беспомощными игрушками сил желания и пока не развили ничего достойного называться собственной волей, считалось, что их слабость позволяет этим влияниям обрести ту важность, на которую они сами по себе и не претендовали.
Факт воздействия какого-либо влияния никогда не означает неизбежности того или иного события, но делает его более вероятным. Например, в результате того, что в современной астрологии называется влиянием Марса, в астральной сущности устанавливаются определённые вибрации, склоняющие к страсти. Потому вполне можно предсказать, что человек, по природе склонный к чувственности и страстности, при особо усиленном воздействии этих влияний, вероятно, совершит какое-нибудь преступление, связанное с чувственностью и страстью. Он ни в малейшей степени не будет к этому принуждён, но просто наступит состояние, при котором ему станет гораздо труднее сохранять равновесие. Ведь воздействие, которому он подвергнется, будет двоякого характера — не только сущность внутри него будет побуждена к большей активности, но и соответствующая материя плана снаружи тоже ускорится, что опять же подействует на него.
Часто приводился пример того, как определённая разновидность влияния иногда может вызвать такое положение дел, когда заметно усиливаются все виды нервного возбуждения, вследствие чего повсюду возникает общее чувство раздражительности. При таких обстоятельствах гораздо чаще, чем обычно, возникают споры, даже по самым пустячным поводам, и большое количество людей, которые всегда были на грани потери самообладания, полностью теряют над собой контроль при малейшей провокации.
Также говорилось, что иногда может случиться, что такие влияния, попадая на почву затаённого недовольства или невежественной зависти, могут раздуть их до народного бунта, из которого могут последовать масштабные бедствия. Очевидно, это предупреждение, данное тысячи лет назад, вовсе нелишне и сейчас, ибо именно под этой причине в 1870 году парижане носились по улицам с криками «на Берлин!», и именно так много раз возникал дьявольский призыв «дин! дин!», так легко возбуждавший бешеный фанатизм нецивилизованной исламской толпы.
Потому астрология этих халдейских жрецов занималась в основном вычислением положений и воздействий этих сфер влияния, так что главной её функцией скорее было установление распорядка жизни, а не предсказание будущего. Во всяком случае её предсказания носили характер указания тенденций, а не точных событий, тогда как астрология нашего времени, похоже, посвящает себя в значительной мере именно последнему.
Тем не менее, не может быть сомнений, что древние халдеи были правы в том, что человеческая воля в силах изменить судьбу, назначенную ему его кармой. Карма может забросить человека в определённое окружение или подставить его под те или иные влияния, но она никогда не может заставить его совершить преступление, хотя и может поставить его в такое положение, что с его стороны потребуется большая решимость, чтобы этого преступления избежать. Потому нам представляется, что в силах астрологии — предупреждать человека об обстоятельствах, в которых он окажется в то или иное время, но всякое предсказание его действий при этих обстоятельствах теоретически может основываться лишь на вероятности, — хотя мы и вполне признаём, что в случае заурядного и безвольного человека из толпы эта вероятность становится определённостью.
Вычисления этих древних жрецов позволяли им составить нечто вроде официального календаря на каждый год, которым в значительной мере регулировалась вся жизнь народа. Они решали, в какое время наиболее безопасно можно проводить все сельскохозяйственные работы и указывали подходящие моменты для разведения животных и растений. Они были не только наставниками народа, но и врачами, и точно знали, при каком сочетании влияний различные лекарства можно было применять с наибольшей эффективностью.
Своих последователей они делили на классы по признаку, которые теперь бы мы назвали управляющими планетами, и их календарь был полон предупреждений, адресованных разным классам, например: «В седьмой день поклоняющиеся Марсу должны особенно остерегаться беспричинного раздражения», или «С двенадцатого по пятнадцатый день существует необычайная опасность опрометчивости в любовных делах, особенно для поклоняющихся Венере» и так далее. И в том, что эти предостережения оказывались очень полезными для масс народа, мы не можем сомневаться, какой бы странной ни казалась эта разработанная система предосторожностей против малейших случайностей в наши дни.
Из этого своеобразного деления людей на типы соответственно планетам, указывавшим положение центра влияния, которому они были легче всего подвержены, происходило столь же любопытное устройство как публичных храмовых служб, так и личного поклонения верующих. Определённые часы дня для молитвы, определяемые по видимому движению Солнца, соблюдались одинаково всеми; на восходе, в полдень и на закате жрецами в храмах распевались определённые стихи или гимны, и более религиозные люди взяли себе за правило регулярно присутствовать на этих коротких службах, тогда как те, кому не было удобно на них присутствовать, соблюдали эти часы, читая несколько благочестивых фраз восхваления и молитвы.
Но, совершенно отдельно от этих обрядов, которые, похоже, были общими для всех, у каждого были свои собственные молитвы, возносимые тому божеству, с которым он был связан от рождения, а время для них постоянно изменялось соответственно с движением его планеты. Момент прохождения ею меридиана по всей видимости считался самым благоприятным, а следующими по степени благоприятности считались несколько минут, следующих сразу за её восходом или непосредственно предшествовавших её заходу. Однако к ней можно было обращаться в любое время, когда она над горизонтом, и даже после захода её за горизонт божество планеты не было всецело вне досягаемости, хотя в этом случае к нему обращались только при какой-нибудь чрезвычайной ситуации, и весь церемониал был совершенно иным.
Жрецами составлялись особые календари для последователей каждого из этих планетных божеств, где содержались все подробности, касающиеся подходящих часов для молитвы и стихов, которые должны были в них читаться. Они были чем-то вроде периодических молитвенников, выпускавшихся для каждой планеты, и все, кто был связан с определённой планетой, старались раздобыть себе копии соответствующего календаря. Фактически это было нечто гораздо больше, чем просто расписания, напоминавшие о часах молитвы; они готовились в особых астрологических условиях — каждый под влиянием своего собственного божества, и считались обладающими свойствами талисманов, так что каждый последователь той или иной планеты всегда имел с собой самый свежий календарь для неё.
Из этого следовало, что у религиозных людей древней Халдеи не было регулярных часов молитвы и поклонения каждый день, как это практикуют сейчас — вместо этого время для медитации и религиозных упражнений было скользящим и иногда могло приходиться на утро, иногда — на полдень, иногда — на вечер и даже на полночь. Но когда бы оно ни наступало, его не пропускали, и как бы неудобно ни вклинивался этот час в дела человека, его удовольствия или его отдых, если он упускал возможность воспользоваться этим преимуществом, это считалось серьёзным уклонением от исполнения долга. Насколько мы могли видеть, ни у кого и мысли не было, что дух планеты мог каким-либо образом прогневаться, если этими часами пренебрегали, или что он вообще мог испытывать гнев; идея скорее была в том, что в эти моменты божество изливает своё благословение, и было бы не только глупо, но и неблагодарно упускать столь любезно предоставленную возможность.
Интересную часть изучения этой религии древнего мира составили наши попытки понять, что же имели в виду её учителя, когда говорили о звёздном ангеле и духе звезды. Небольшое, но тщательное исследование показало, что эти термины, хотя иногда бывали синонимами, не всегда таковы, поскольку под общим термином «дух планеты» у них, похоже, скрывалось по меньшей мере три совершенно разных понятия.
Во-первых, они верили в существование у каждой планеты неразвитой, полуразумной и в то же время чрезвычайно мощной сущности, суть которой в нашей теософической терминологии мы, пожалуй, могли бы выразить как совокупность всей элементальной сущности этой планеты, рассматриваемую как одно огромное существо. Мы знаем, как в случае человека элементальная сущность, входящая в состав его астрального тела, становится во всех отношениях отдельным существом, которое иногда называют элементалом желания, и как различные типы и классы этой сущности соединяются во временное единство, способное на вполне определённые действия по своей самозащите, как, например, сопротивление процессу распада, начинающемуся после смерти. Точно так же мы можем представить и совокупность элементальных царств какой-либо планеты, энергетически представляющую единое целое, и тогда поймём теорию, которой придерживались древние халдеи касательно этой первой разновидности планетарного духа, для которого гораздо более подходящим названием будет «планетарный элементал». Влияние (или, возможно, магнетизм) этого-то планетарного элементала и пытались они сфокусировать на людях, страдающих от определённых болезней, или заключить его в талисман для будущего использования.
Жрецы считали, что видимые для нас физические планеты служат указателями положения или состояния великих центров в теле самого логоса, и что через каждый из этих великих центров изливается один из десяти типов сущности, из которой, согласно им, было построено всё. Каждый из этих типов, взятый сам по себе, отождествлялся в планетой и также часто назывался духом этой планеты, таким образом придавая этому термину ещё один, совершенно отличный смысл. В этом смысле они говорили о духе планеты как о присутствующем повсюду во всей Солнечной Системе, действующем в каждом человека и показывающем себя в его действиях, а также проявляющемся через определённые растения и минералы и придающем им их отличительные свойства. Конечно, этот самый «дух планеты» в человеке и подвергался воздействию состояния того великого центра, к которому он принадлежал, и именно в отношении его и выпускались все астрологические предостережения.
Однако, когда халдеи призывали благословение духа планеты или старались подняться к нему искренней и почтительной медитацией, они использовали это выражение в ещё одном смысле. Каждый из этих великих центров они считали дающим рождение целой иерархии великих духов, и во главе каждой из этих иерархий стоял Великий, называвшийся Духом планеты, или чаще, звёздным ангелом. Это его благословения искали родившиеся под его влиянием, и это его считали они одним из великих архангелов, семи духов перед престолом божим, как называют их благоговейные христиане, одним из могучих распорядителей божественной силы логоса, каналом, через который проявляется его невыразимое великолепие. Поговаривали, что когда в большом храме проводится праздник какой-либо планеты, в тот самый момент, когда её образ ярко вспыхивал среди дыма благовоний, те, чьи глаза открывались благодаря благоговейному экстазу, иногда видели могучую форму её ангела, парящую под сияющим светилом, так, что оно горело у него во лбу, когда он милостиво смотрел на тех поклоняющихся, чья эволюция была с ним так близко связана.
Пожалуй, лучше избегать слова «поклонение», когда мы описываем чувства халдеев по отношению к звёздным ангелам, поскольку на Западе оно всегда ведёт к ошибочным представлениям. Это скорее глубокие любовь, почтение и преданность, подобные тем, что мы испытываем к Учителям Мудрости.
Дополнительный материал
Посылы Великого Призыва